Танк тяжелый / Царь танк / СССР

Тема в разделе "Опытные и проектные образцы", создана пользователем GOR, 27 июл 2009.

  1. GOR
    Оффлайн

    GOR Зарегистрированный

    "Царь-танк" капитана Н.Н. Лебеденко или, как его еще называли, "Нетопырь"
    [​IMG]
    [​IMG]
    1 – ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель "Майбах".

    http://xmoscow.narod.ru/48946456401.jpg
    http://xmoscow.narod.ru/48948456465.jpg
    http://xmoscow.narod.ru/48941231.jpg
    http://xmoscow.narod.ru/48945645645601.jpg

    В 1917 году в лесу вблизи Орудьева в Дмитровском районе на севере Московской области испытывался легендарный гигантский "Царь-танк" (Машина Лебеденко). Хотя этот мастодонт и был похож на танк весьма отдаленно, но до сих пор он по праву является самым крупногабаритным танком в мире (9 метров высотой). Вооружение "Царь-танка" (такое название машине дал сам Лебеденко) состояло из 2 орудий и нескольких пулеметов. Каждое из двух больших ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. (эти двигатели удалось снять неповрежденными с подбитого германского "Цеппелина"). Строительство начали после аудиенции у императора Николая II, проектированием занимались Б.Стечкин, А.Микулин, расчетом прочности уникальных колес с тангенциальными спицами занимался "сам" Жуковский. Испытания на площадке в лесу сочли неудачными (удельное давление на грунт было высоким, а колеса и ступицы были уязвимы). Железный гигант был брошен в лесу, где его могли видеть грибники вплоть до 1923 года, когда единственный образец исторического "Царь-танка", как принято считать, сдали на металлолом...
    ВОЗМОЖНО, ЧТО ЦАРЬ-ТАНК НЕ СОВСЕМ ПРОПАЛ
    РАЙОН ИСЧЕЗНОВЕНИЯ: В районе Орудьево, Дмитровского района на севере Московской области, район бывшего полигона. (на фото "Царь-танк" на полигоне).
    НАХОДКИ: Помимо старых окопов, капониров, блиндажей, были найдены колеи от массивных колес (расстояние между колеями 7 метров). Самая многообещающая находка - часть металлического цилиндра диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Материал - сталь толщиной 5 мм (из описания танка известно, что броня была противопулевая, что примерно соответствует толщине). Возможное происхождение - срезанная при разборке танка верхняя башня. Для точного ответа на этот вопрос был составлен чертеж цилиндра, осталось найти в архивах точные размеры отдельных деталей бывшего мастодонта. В случае если искомые размеры совпадут, может оказаться, что часть верхней башни - самая большая из сохранившихся деталей легендарного Царь-танка. (на фото поиски на предполагаемом месте исчезновения)

    Еще о танке: "Царь-танк" начальника опытной лаборатории военного министерства капитана Н.Н. Лебеденко, не подпадал ни под одно определение. Он словно сошел со страниц романа Уэлса. Идея постройки такой машины возникла у капитана Лебеденко на Кавказе, когда он увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, но не обладавшим достаточными инженерно-техническими познаниями, Лебеденко, заручившись поддержкой председателя Земского союза князя Львова, обратился за предоставлением необходимых специалистов к Жуковскому. Тот порекомендовал Лебеденко двух своих племянников — студентов МВТУ — Б. Стечкина и А. Микулина, крайне заинтересовавшихся этой инженерной задачей. Замысел был действительно беспрецедентным, и оба студента, прозвавших будущее сооружение на свой манер "Нетопырем", приступили к работе.

    В начале 1915 года прекрасно рассчитанный проект был готов. Получив его в руки, капитан развил бурную деятельность, пробивая дорогу "Царь-танку" в высших инстанциях. При содействии все того же князя Львова ему удалось заинтересовать проектом военного министра, а затем получить аудиенцию и у самого императора, которого Лебеденко заверил в том, что при помощи таких машин "в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...".

    Его Величество, разделив оптимизм капитана, повелел открыть финансирование проекта. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке машины. Общая сумма затрат составила 210,000 руб. Основное бремя расходов несли "Союз городов" и ГВТУ.

    "Царь-танк", как назвал это изделие сам Лебеденко (бытовало, правда, и другое - "Мастодонт"), больше всего походил на гигантский орудийный лафет, хвостовая станина которого опиралась на маленькую (в человеческий рост) направляющую тележку. Вооружение составляли два орудия и пулеметы. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Жуковский лично рассчитал на прочность колесо с тангенциальными спицами. Каждое из этих ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. — два двигателя удалось снять неповрежденными с подбитого "Цеппелина". Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.

    Сборка деталей корпуса осуществлялась в манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова. Работа над танком затянулась, и лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова. Там же в лесу провели и его испытания, не давшие положительных результатов. Мощности двигателей явно не хватала, и нелепый образчик "чудо-оружия" забуксовал в первой же канаве. После неудачных испытаний осмелевшие противники "Царь-танка" стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом.

    Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Он справедливо полагал: что большое колесо легче сможет преодолевать препятствия. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение.

Поделиться этой страницей