Танк легкий / Aufklarer auf Pz.Kpfw. 38(t) (Sd.Kfz 140/1) / Германия

Тема в разделе "Танки Германии", создана пользователем D0ppeL, 4 мар 2009.

  1. D0ppeL
    Оффлайн

    D0ppeL Зарегистрированный

    [​IMG][​IMG]

    В конце 1943 г. конструкторское бюро завода ВММ работало над созданием бронированной разведывательной машины — Aufklarungspanzer. Спецификация на машину предусматривала установку в открытой сверху башне кругового вращения 20-мм автоматической пушки KwK 38 и спаренного с ней пулемёта или короткоствольной 75-мм пушки KwK 51. Оба варианта вооружения уже были отработаны на четырёхосных бронеавтомобилях Sd.Kfz. 234/4 и Sd.Kfz. 234/3. Инженерам из Праги не пришлось начинать с «нуля», за их плечами уже был опыт проектирования танка-разведчика Pz.Kpfw. 38(t) n. А., который завод ВММ разработал двумя годами раньше. Этот танк проиграл конкурс чисто германской машине Pz.Kpfw.II Ausf. L. Танк Pz.Kpfw.II Ausf. L не в полной мере удовлетворял требованиям военных и после выпуска 131 машины его производство прекратили в мае 1943 г. Проблема, связанная с отсутствием разведывательного танка, впервые обозначившаяся в 1940 г., вновь встала перед вермахтом.

    Завод ВММ получил заказ на проектирование нового разведывательного танка летом 1943 г. Машина получила обозначение «Aufklarer auf Pz.Kpfw. 38(t)» или Sd.Kfz. 140/1. Предусматривалось построить макет танка, изготовить прототип и три испытательных образца. Инженеры ВММ вновь предложили танк Pz.Kpfw. 38(t) n. A, но неудачно — его двигатель и ряд агрегатов серийно не выпускались, чтобы поставить их на поток требовалось время. После очередной неудачи с Pz.Kpfw, 38(t) n. A взоры конструкторов вновь обратились в хорошо проверенному шасси танка 38(t). Изготовление макета верхней части машины завершилось в сентябре 1943 г., было построено два макета надстроек корпуса: один под башню, вооруженную 75-мм пушкой KwK 51, другой — 20-мм KwK 38 (пушка KwK 38 представляла собой вариант зенитной Flak 38). Макеты монтировались на базе танков 38(t), направленных в Прагу для ремонта. На стадии макетирования проверялась только правильность выбранных конструкторских решений.

    Зимой 1943–44 г.г. прототип и три испытательных машины (№№ шасси испытательных машин, вероятно, 3105, 3106, 3107) прошли ходовые испытания, целью испытания являлось получение сертификата на двигатель Praga AC мощностью 160 л.с. при 2800 оборотах вала в минуту. Надстройки корпусов прототипа и опытных машин были изготовлены из конструкционной стали. Надстройки имели толщину стенок 10 и 15 мм. Стальные листы устанавливались под углом. Башни на опытных танках не монтировались, вместо них в машины укладывался балласт, масса которого подбиралась исходя из расчетной массы запланированного к постройке истребителя танков Jagdpanzer 38(t) — 13500 кг. Дело в том, что опытные образцы были задействованы не только в программе разработки разведывательного танка, но и рассматривались как перспективное направление в целом.

    Разведывательные танки Sd.Kfz. 140/1 из партии, выпущенной весной 1944 г., собирались на базе стандартных корпусов танков 38(t). Лобовая часть, борта корпуса, моторное отделение в кормовой части — всё оставалось как на оригинале. Изменения коснулись выхлопных патрубков, которые на двигателе Praga АЕ располагались в верхней части мотора, а на двигателе Praga АС — в нижней. Более мощный двигатель модели АЕ позволял весящему 9500 кг танку Sd.Kfz. I40/1 иметь большую максимальную скорость и улучшить проходимость машины по пересечённой местности.

    По бортам боевого отделения, над гусеницами, монтировалась восьмиугольная надстройка, наклонные бронелисты верхней и нижней части имели толщину 10 мм, вертикальные стенки — 15 мм. Неподвижная надстройка служила основанием для шестиугольной вращающейся башни, вооруженной 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и спаренным с ней пулемётом MG-42. Сверху башня закрывалась только проволочной сеткой, препятствовавшими попаданию ручных гранат внутрь боевого отделения танка. Аналогичные ограждения использовались на тяжёлых бронеавтомобилях Sd.Kfz. 234/1. Вооружение поставляла немецкая фирма Аппельт. Ведущие колеса разведывательного танка имели несколько больший диаметр, чем колеса стандартного шасси 38(t), соответственно число зубцов на венце было 20 вместо 19.

    Разведывательные танки Sd.Kfz. 140/I под кодовым обозначением «262» выпускались в феврале (37 машин) и в марте (33 машины) 1944 г. Машины являлись частью установок 10-й серии Ausf. M, в то время как в это время полным ходом шла сборка истребителей танков и САУ с перенесённым в среднюю часть корпуса моторным отделением. Танк Sd.Kfz. 140/1 представлял собой возврат к исходному варианту шасси 38(t) с задним расположением мотора и бронированием машины в диапазоне от 8 до 50 мм. Вполне вероятно, что на производство разведывательных машин пошли бронелисты, предназначенные для ремонта лёгких танков 38(t). Танк Aufklarungspanzer 38(t) стал последней бронированной машиной, созданной инженерами завода ВММ на шасси лёгкого танка Pz.Kpfw. 38(t).

    Боевое применение

    Разведывательные батальоны танковых дивизий играли чрезвычайно важную роль. Они обеспечивали главные силы дивизий — танковые и механизированные полки — информацией о ситуации на поле боя. К 1944 г. разведывательный батальон (Aufklarung Abteilung) превратился в большое и хорошо вооружённое подразделение численностью примерно 1000 человек. На вооружении четырёх рот в соответствии со штатами числилось 16 бронеавтомобилей, 55 лёгких бронированных полугусеничных транспортеров Sd.Kfz. 250, 58 средних бронированных полугусеничных транспортёров Sd.Kfz. 251 и примерно сто автомобилей (включая имеющиеся в роте обслуживания). С начала войны вызвало нарекание различие в проходимости танков, колесных и полугусеничных машин.

    Согласно решению командования вермахта на вооружение разведывательных батальонов танковых дивизий необходимо было принять лёгкие танки, вооруженные 20-мм пушкой и пулемётом или 75-мм орудием К51, способные деражать на шоссе скорость не менее 50 км/ч. Танковые дивизии получили лёгкие танки Pz.Kpfw. II Ausf. L, однако их было слишком мало, чтобы улучшить ситуацию, сложившуюся в разведывательных батальонах. Семьдесят разведывательных танков Aufklarer auf Pz.Kpfw. 38(t), изготовленных заводом ВММ в феврале–марте 1944 г., также не исправили положения. Эти машины поступали на вооружение 1-х рот (Panzer-Spah-Kompanie) разведывательных батальонов. Благодаря тому, что разведывательные танки на шасси 38(t) могли поддерживать на шоссе такую же скорость как и автомобили, а по проходимости на пересечённой местности не уступали средним танкам, они стали играть важную роль в разведбатальонах. Из-за слишком малого количества танки Aufklarer auf Pz.Kpfw. 38(t) не оказали заметного влияния на ход боевых действий заключительного этапа войны.


    Источник:http://ostpanzer.asty.ru/topics/special_vehicles/Aufklarungspanzer_38(t)/
    Последнее редактирование: 4 мар 2009

Поделиться этой страницей