Обзорная справка по рзвитию Отечественной БТ техники за период 1917-1945 годы.

Тема в разделе "Вооруженные силы СССР", создана пользователем GOR, 16 мар 2009.

  1. GOR
    Оффлайн

    GOR Зарегистрированный

    Обзорная справка по рзвитию Отечественной БТ техники за период 1917-1945 годы.

    Период 1917-1929гг.

    Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить выпуск отечественных танков по прототипу французских танков «Рено» FT-17. В конце 1919 года один из трофейных образцов привезли на Сормовский завод. Проектно-конструкторские работы вели три месяца под руководством инженера Н.И.Хрулева, сормовичам помогали Ижорский завод, поставлявший броневые детали, московский АМО (ныне ЗИЛ). Сормовский завод изготавливал шасси и осуществлял сборку машин.

    К созданию танка приступили в феврале 1920 года, а 31 августа первый танк советской постройки вышел в испытательный пробег. Головная машина, сданная армии 15 декабря, получила название «Борец за свободу товарищ Ленин», за ней в 1921 году последовали еще 14, которые получили наименования: «Победа», «Илья Муромец», «Пролетарий», «Буря», «Красный боец», «Парижская коммуна» и др. Танк «М» или КС – «Красное Сормово», отличался от французского типом двигателя и формой башни. Смешанное (пушка-пулемет) вооружение получили несколько последних в серии машин, что для легкого танка было применено впервые в мире. По боевым характеристикам КС не уступал легким зарубежным танкам.

    Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны.

    6 мая 1924 года в Главном управлении военной промышленности (ГУВП) Высшего совета народного хозяйства создали техническое танковое бюро, которое возглавил С.П.Шукалов. В 1926 году его преобразовали в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), в конце года сформировали межведомственную комиссию по танковому строительству, которая выработала первое тактико-техническое задание на 3-тонный танк сопровождения пехоты.

    Штаб РККА порекомендовал увеличить вес танка до 8 тонн и оснастить его пушечно-пулеметным вооружением. В 1926 году ГУВП запланировал изготовить в 1927-1929 годах до 150 танков сопровождения, после чего начать производство маневренных танков оперативного назначения и танкеток.

    В июле 1925 года было закончено проектирование танка Т-16, его изготовление поручили ленинградскому заводу «Большевик».

    Танк Т-16 улучшили и переименовали в Т-18 (МС-1). В 1927-1928 годах планировали выпустить 23 машины, а в 1928-1929 годах - еще 110. Но первые 30 танков выпустили лишь к маю 1929 года: МС стал первым советским серийным танком.

    18 июля 1928 года Реввоенсовет СССР принял «Систему танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА», которая действовала до конца 30-х годов.

    Завод «Большевик» получил задание на изготовление танкетки Т-17, а Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на «маневренный танк» Т-12. Обе машины разработало ГКБОАТ.

    В период 1929-1930 годов велась разработка и других легких танков –Т-19 и Т-20. Спроектированная в этот же период танкетка Т-25 являлась вариантом развития танкетки Т-17.

    КБ ХПЗ (заведующий И.Н.Алексенко) улучшило характеристики Т-12 и он был принят РККА под обозначением Т-24. В 1930 году выпустили 25 машин. Его особенностью было трехъярусное расположение оружия: пулемет в лобовой части корпуса; 45-мм пушка и два пулемета в башне; пулемет во вращающейся башенке на крыше главной башни.

    30-е годы вновь начались с копирования иностранных аналогов: после доработки двухбашенного «Виккерс-6т» начали выпускать на «Большевике» Т-26, а танк Кристи Т3 усовершенствовали и под обозначением БТ-2 поставили в производство на ХПЗ.

    В 30-е годы танки Т-26 и БТ были основными и самыми многочисленными в РККА.

    В июле 1929 года утвердили первую программу выпуска бронетехники – к концу 1-й пятилетки в Красной Армии должно быть 5,5 тыс. танков, в действительности за 1929 – 1933 годы изготовили 7,5 тыс. С конца 1932 года производство танков подчинили «Спецмаштресту» Наркомата тяжелого машиностроения, начальником которого стал К.А.Нейман.

    Период 30-х годов.

    В 1930 г. по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются проекты двухместных танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как "большая танкетка сопровождения". Их отличия состояли в двигательной установке (Т-22 проектировалась под оригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под двигатель танка Т-20), а также в размещении членов экипажа (на Т-22 они размещались "в затылок", а на Т-23 - в ряд). Каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками, но для изготовления приняли Т-23, как наиболее дешевый и реальный в постройке. Первый образец Т-23 имел корпус из простого железа и двигатель от Т-18 (40 л.с.), но для второго специально передали двигатель от недостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на 2 автозаводе ВАТО (директор - С.Ф.Иванов), причем работы по Т-23 были проведены там в удивительно сжатые сроки и с хорошим качеством.

    В начале 30-х годов изготавливалась танкетка Т-27. Затем, ввиду ее тактических и технических недостатков начали создавать малые плавающие танки с вооружением во вращающейся башне: Т-37А приняли для армии в 1933 году, Т-38 спустя три года. В 1940 году создали пробный Т-40, завершивший развитие предвоенных советских плавающих танков.

    Тогда же, в 30-е годы, танк получил новую систему вооружения – огнемет. В первой мировой войне он применялся для поражения дзотов, укрытий и других полевых укреплений, был компактным и легко размещался в танке. Советские конструкторы на базе Т-26 создали несколько типов огнеметных танков.

    В 1940 году в опытном порядке огнеметом оснастили БТ-7, смонтировав его сперва на передней части корпуса и сохранив основное вооружение. Два бака для огнесмеси устанавливались на надгусеничных полках. Огнемет устанавливался и на экспериментальном танке Т-46-1.

    В 1933 году ОКМО передал ленинградскому заводу «Красный путиловец» (после декабря 1934 года – Кировский) изготовление среднего танка Т-28. В следующем году созданный на базе ОКМО завод опытного машиностроения имени С.М.Кирова (директор Н.В.Барыков) отправил на ХПЗ прототип тяжелого пятибашенного танка Т-35. Теперь уже 4 завода выпускали все существовавшие в те времена типы танков: легкие разведывательные Т-37А, затем Т-38; легкие, сопровождения пехоты Т-26; легкие, колесно-гусеничные танки механизированных соединений БТ; средние, непосредственной поддержки пехоты Т-28 и тяжелые, дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос, Т-35.

    Проект танка Т-35 разработали в 1932 году под руководством Н.В. Цейца, в следующем году танк приняли на вооружение, а в войска он начал поступать в 1934 году. До 1939 года РККА получила около 60 машин.

    Управление моторизации и механизации, переименованное в 1934 году в автобронетанковое (им руководил до июля 1937 года И.А.Халепский), успело провести ряд работ по конструированию специальных машин и устройств. Так, на базе Т-26 изготовили опытные образцы бронетранспортеров, мостоукладчиков (так же и на базе БТ), танков-тральщиков без вооружения, с навесными ножевыми или цепными тралами (скорость траления мин достигала 5 – 6 км/ч).

    В 1936 году опробовали оборудование для подводного вождения танков, проводились опыты по воздушному десантированию танкеток Т-27 посадочным способом, а годом раньше – плавающих Т-37А на воду.

    Десятилетие 1931 – 1941 годов в нашей литературе именуют периодом создания комплекса бронетанковой техники. Тогда, помимо машин, поступивших в серийное производство, появилось много опытных, на которых отрабатывались интересные, перспективные технические решения, немалая часть которых была использована на других образцах.

    На основе закупленного "Виккерс-Карден-Ллойда" в Советском Союзе в 1932 году построили опытный плавающий танк Т-33, который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус танка имел клепаную конструкцию. К его бортам крепились поплавки, правда уже не из дорогой бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель "Форд-АА" размещался вдоль правого борта, трансмиссия располагалась в передней части машины. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву - 5 км/ч. Подвеска танка была блокированной. На каждом борту располагались по две двухкатковые тележки с пластинчатыми рессорами. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес.

    В 1932-1938 годах работали над легкими плавающими колесно-гусеничными танками Т-43, средними плавающими ПТ-1, ПТ-1А, легкими Т-46, Т-25, средними Т-29, множилось семейство БТ: БТ-ИС, БТ-СВ-2.


    В середине 30-х годов принимается решение о создании новых танков.Т-26, Т-27, Т-28 планировали заменить на Т-38, Т-46 и Т-29, но в серию пошел лишь Т-38, да и только потому, что не был колесно-гусеничным. Точку в истории таких машин поставил в 1939 году А-32, прототип знаменитой «тридцатьчетверки». Предыдущие варианты - А-20 и А-32-45 .

    Все эти сложные, с оригинальными техническими решениями танки двойного хода ушли в историю и ни один, за исключением БТ, не сохранился.

    Легкий плавающий танк Т-43 разрабатывался в 1933-1934 годах в двух вариантах на ленинградском заводе имени С.М.Кирова (ведущий М.П.Зигель) и московском №37 (ведущий Н.Н.Козырев). В ходовой части они имели по три пары катков на борт, передняя была управляемой, задняя (одна или две) – с силовым приводом. Движение по воде осуществлялось с помощью винта или лопастей на ведущих колесах заднего расположения.

    Плавающий ПТ-1 (ПТ-1А) строился на заводе имени Кирова (конструкторы Н.А.Астров и Н.В.Цейц). Двигатель М-17 мощностью 500 л.с. обеспечивал скорость на гусеницах 62 км/ч, на колесах 90 км/ч и на плаву 6 км/ч, а у ПТ-1А даже 10 км/ч. Боевая масса ПТ-1 достигала 14,2 т, у ПТ-1А - 15,3 т, экипаж 4 человека, вооружение - 45-мм пушка и 4 пулемета, толщина брони ПТ не превышала 10 мм.

    Легкий колесно-гусеничный Т-46-1 (обозначение Т-46 относилось к первому опытному образцу) изготовили в 1935 году на заводе имени С.М.Кирова (вели работы С.А.Гинсбург и Л.С.Троянов). Бронирование танка – 15 мм, вооружение состояло из 45-мм пушки, пулемета и огнемета в башне, пулемета в ее кормовой нише и зенитного пулемета.

    Легкий танк Т-25 создали, использовав узлы Т-26 и БТ. Он являл собой пробу сил Сталинградского тракторного завода, готовившегося в 1939 году к освоению производства танков. В 1934–1937 годах на заводе им. С.М.Кирова велись работы со средним колесно–гусеничным танком Т-29 (ведущий конструктор Н.В.Цейц) на базе среднего танка Т-28. От последнего было взято все, кроме движителя и трансмиссии.

    Машина прошла ряд модификаций. Сначала это были Т-29-4 и Т-29-5. Колесно–гусеничный движитель для столь тяжелого танка уже не годился: слишком он стал сложен и ненадежен.

    Тактико–технические требования на создание танка с противоснарядной броней могли быть удовлетворены для новых и, естественно, более тяжелых машин только при использовании гусеничного движителя.

    Практикой была обоснована и необходимость одеть танк броней, способной защитить его от огня малокалиберной противотанковой артиллерии.

    Это проявилось в 1938 году, после печального опыта от встреч танков Т-26 и БТ-5 с противопульной броней со скорострельными пушками калибра 25, 37 и 47-мм во время боевых действий в Испании. Прибывшие добровольцы – танкисты Д.Г.Павлов, А.А.Ветров, В.М.Тылтынь дали исчерпывающие отчеты о действии снарядов этих пушек по танковой броне толщиной 10 – 15 мм. Их глубоким убеждением было, что основной боевой танк в наиболее ответственных частях корпуса и башни должен иметь броню не менее 60 мм.

    Первые проработки такого танка, начатые еще в конце 1936 года, были выполнены в 1937 году на заводе им.С.М.Кирова под руководством М.П. Зигеля. В середине 1938 года был изготовлен образец, названный Т-46-5 (иначе Т-111), на котором были опробованы различные способы (в частности, и электросварка) соединения плит до того небывалой толщины. Танк при массе 32,2 т имел броню в лобовых и бортовых деталях корпуса 60, а башни 50 мм. Вооружение же его осталось на уровне легкого Т-26: 45-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, такой же пулемет в корме башни и еще один – зенитный. Экипаж – 3 человека. Скорость – 30 км/ч.

    В серию он не пошел по многим причинам, в том числе и из-за недоработки конструкции, слабости вооружения и отсутствия тактических требований к подобным машинам нового поколения. Однако накопленный опыт пригодился при проектировании тяжелых танков прорыва.

    Весной 1938 года конструкторские бюро при Кировском заводе и заводе имени Кирова получили заказ на разработку тяжелого многобашенного танка.

    На Кировском заводе такую машину создавали под руководством А.С.Ермолаева, это был СМК (Сергей Миронович Киров), другим, Т-100, занимались С.А.Гинзбург, Н.В.Цейц и Л.С.Троянов. Сначала вооружение размещали в трех башнях, но остановились на двухбашенном варианте с усиленным бронированием. Осенью 1939 года изготовили и опробовали по одному экземпляру. Внешне они были похожи – одна башня с 45-мм пушкой впереди, другая за ней, на барбете, с 76-мм пушкой.

    В декабре оба танка решили применить на Карельском перешейке совместно с однобашенным танком КВ (Клим Ворошилов). В составе 20-й танковой бригады они атаковали в районе Сумма финские позиции. Снаряды 37-мм пушек не пробили их броню, но СМК подорвался на фугасе (экипаж уцелел).

    В 1931–1939 годы советское танкостроение прошло большой путь, специалистам оказались по плечу любые конструкции, отвечавшие самым высоким требованиям. После успешного выполнения двух первых пятилеток появились танковые заводы, выпускавшие ежегодно до 3 тысяч машин (за исключением 1938 года).

    После модных увлечений танкетками и колесно-гусеничной техникой военные выработали четкое представление о танке будущей войны, создали прототипы среднего и тяжелого танков с противоснарядным бронированием, каких не имели другие страны. К началу второй мировой войны 1 сентября 1939 года РККА располагала самым многочисленным танковым парком в мире, не уступавшим и качественно иностранным.
  2. GOR
    Оффлайн

    GOR Зарегистрированный

    Период Великой Отечественной войны.

    Накануне войны Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. Принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки - легкий Т-40, средний Т-34 и тяжелый КВ - начали поступать в войска со второй половины 1940 года. В начале войны в войсках появился новый плавающий танк Т-40 взамен Т-38. В 1940-41 годах выпустили более 100 шт. танков Т-40. Корпус из катаных листов в верхней части был расширен для обеспечения плавучести. В корме машины был установлен гребной винт и руль. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. В средней части корпуса справа устанавливался мотор. Подвеска индивидуальная, торсионная. Танк имел хорошую проходимость, но малую огневую мощь и плавность хода. На базе Т-40 был создан легкий танк Т-60, выпускавшийся в 1941-42 г.г. (5915 шт.) с 20-мм авиационной скорострельной пушкой ТНШ, который после глубокой модернизации (ходовая часть, броня, 45-мм пушка) выпускался с сентября 1942 года под маркой Т-70. Наряду с ними выпускались также легкиe танки T-30 и Т-50.

    В 1943 году танк Т-70 был заменен на Т-80 с увеличенной башней, бронированием бортов корпуса до 25 мм и двигателем 85 л.с. Т-80 был “зенитным” танком: угол возвышения пушки составлял 60°. Легкие танки Т-70 и Т-80 были лучшими легкими танками второй мировой войны, хотя производились лишь до осени 1943 года (8226 и 75 машин, соответственно).

    Танки Т-34 использовались во всех операциях Великой отечественной войны, в войне с Японией, а также в войне в Корее (1950 – 1951 годы) и в различных послевоенных конфликтах. Советские специалисты создали одну из самых замечательных боевых машин, ставшую классическим образцом среднего танка и указавшую путь развития послевоенного танкостроения. Танк Т-34 превосходил современные средние танки по основным боевым свойствам (огневой мощи, защищенности и подвижности). Он оставался эффективным рекордно много лет, претерпев лишь модернизацию по вооружению.

    Высокие боевая эффективность и ремонтопригодность объяснялась рациональной формой броневого корпуса, сильным вооружением и применением дизельного двигателя.

    Установка дизеля снизила опасность пожара и увеличила запас хода. Независимая подвеска обеспечила высокую скорость по пересеченной местности, а широкие гусеницы при небольшой массе - хорошую проходимость.

    В сентябре 1940 г. первые серийные Т-34 с Харьковского паровозостроительного завода стали поступать в армию. За первое полугодие 1941 г. армия получила 1110 модернизированных Т-34М.

    11 сентября 1941 года был образован Наркомат танкостроения. За 1942 год было выпущено 12520 Т-34 из общего числа 24504 танков и СУ.

    В 1943 году выпустили несколько сот огнеметных танков ОТ-34. На них лобовой пулемет заменили огнеметом АТО-41. Дальность огнеметания 10 л смеси (60% мазута и 40% керосина) достигала 65 м (90 м для спецсмеси).

    15 декабря 1943 года Комитет обороны принял на вооружение модернизированный танк Т-34-85, оснащенный 85 мм пушкой (ЗИС-С-53) с электроприводом поворота башни и управлением как от командира, так и от наводчика. В боекомплект был введен подкалиберный снаряд, что позволяло более успешно бороться с новыми немецкими танками. В 1944 году на базе Т-34-85 выпустили огнеметный вариант ОТ-34-85 с дальностью огнеметания спецсмеси до 100 - 130 м.

    В 1945 году на опытный танк Т-34-100 установили 100-мм пушку Д-10Т.

    В процессе производства с 1940 по 1946 годы танк Т-34 постоянно улучшался, в его конструкцию было внесено множество изменений. Если основные укрупненные составные части (корпус, двигатель, трансмиссия, за исключением коробки передач, подвеска) остались почти без изменений, то в части вооружения непрерывно велись поисковые работы, направленные на повышение ее могущества.

    Поочередно устанавливались пушки различного калибра Л-11, Ф-32, Ф-34, Д-5Т, ЗИС-С-53. В этот период было предложено 7 вариантов башен. Они отличались не только видом и числом люков на крыше, смотровыми приборами, но и формой. Было испытано 4 типа опорных катков: обрезиненные, с внутренней амортизацией, со сплошным или развитым оребрением. Отличались формой, количеством и местом размещения дополнительные баки для горючего, антенны и т. д.

    Производство Т-34 прекратилось в 1946 году. Темпы выпуска танков Т-34 в последние годы войны были следующие: 1944 году – 14648 ед., 1945 году – 12551 ед. и 1946 году – 2701 машин. Всего в СССР было выпущено более 61 тыс. Т-34. В конце войны был разработан и выпущен танк Т-44. Он принимал участие в разгроме Японии.

    Первый образец тяжелого танка КВ был изготовлен в сентябре 1939 года и во время войны с Финляндией направлен для участия в прорыве "линии Маннергейма", где показал высокие боевые качества. Корпус и башня танка КВ-1 со всех сторон были защищены 75-мм броней. В начале войны ни одно противотанковое орудие вермахта не пробивало его броню.В начале 1941 года на КВ-1 была установлена улучшенная 76-мм пушка ЗИС-5 и увеличена лобовая броня корпуса до 95 мм. На части машин ставили литую башню массой 7 т со 105-мм броней. Одновременно выпускался КВ-2 с 152-мм гаубицей М-19. В период войны танк КВ претерпел неоднократные конструктивные изменения. Выпускались модификации КВ-1С (с уменьшенной массой), КВ-85 с пушкой калибра 85 мм, а также огнеметный танк КВ-8. Всего за годы войны было изготовлено около 4 тысяч танков КВ. На их базе и базе танков ИС выпускались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, получившие название "Зверобой" за нанесенный ими большой урон новым германским танкам в Курской битве.

    В 1941 года создали опытный КВ-3 с усиленным до 90 мм в лобовых деталях корпуса бронированием, 76-мм пушкой и более мощным (700 л.с.) двигателем.

    Весной 1941 года шла проработка опытного образца более мощного танка КВ-3 или КВ-220 с бронированием корпуса и башни до 100 мм, 85-мм пушкой и форсированным до 830 л.с. дизелем.

    В 1942 году КВ модернизировали в КВ-1С (С - скоростной), уменьшив толщину брони башни до 82 мм, бортов корпуса – до 40 мм. Вооружение - 76,2-мм пушка ЗИС-5 или Ф-34 и три пулемета.

    Тогда же наладили выпуск КВ-8 (сначала на базе КВ-1, а потом КВ-1С), оснащенного огнеметом и 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Экипаж - 4 человека.

    Последней серийной модификацией танка КВ был КВ-85, выпускавшийся осенью 1943 года, на котором устанавливалась литая башня (предназначенная для ИС-1) со 100-мм броней и 85-мм пушкой. Масса КВ-85 увеличилась до 46 т, скорость составила 42 км/ч, запас хода - 250 км.

    Танки КВ использовались в войсках до окончания Великой Отечественной войны. Логическим продолжением линии развития танков КВ во второй половине Великой Отечественной войны являлась разработка еще более мощного тяжелого танка ИС.

    http://poligonbtvt.narod.ru/Spravka/BTVT_17-45.htm
    Последнее редактирование: 16 мар 2009

Поделиться этой страницей