И-153 «Чайка» Истребитель ОКБ Поликарпова.

Тема в разделе "Авиация СССР", создана пользователем артёмыч, 4 апр 2011.

  1. артёмыч
    Оффлайн

    артёмыч Заблокирован

    И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-40-х годов. Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием третьей версией, что и отражено в названии самолёта И-15. Основное отличие — убираемые колеса или лыжи.
    В сознании людей, интересующихся историей авиации, И-153 держится несколько обособленно от двух других поликарповских полуторапланов - И-15 и И-15бис. Однако правильнее считать эти самолеты одним семейством и, увязывая их историю в единое целое, разобраться с ними с самого начала.
    Первое упоминание о И -15 относится к середине 1932 г., когда предложение конструктора Николая Поликарпова по созданию маневренного истребителя-полутораплана впервые после долгого перерыва находит понимание у руководства авиапромышленности и ВВС. Уже 8 декабря на специальном совещании, посвященном перспективным истребителям и проходившем под руководством начальника ВВС РККА Якова Алксниса, в отношении этого самолета появляется заключение: "И -15 проектировать и строить как тип высокоманевренного истребителя, у которого все должно быть подчинено основному летно-тактическому требованию - высокой маневренности и скороподъемности."

    Первый экземпляр самолета, оснащенный мотором "Циклон" американской фирмы Райт, построили в октябре 1933 г. Испытания И-15, проведенные в течение последующих двух месяцев показали, что у военных летчиков появилась возможность получить в свои руки выдающийся истребитель. Самолет обладал великолепной скороподъемностью (на высоту 5 километров забирался за 6 минут) и рекордным временем виража (8 секунд). На высоте 3 километра легко разгонялся до скорости 350 км/ч, что, хотя и не являлось ре-кордным показателем, но по требованиям тех лет было более чем достаточно.

    Уже в 1934 г. производство И -15 развернули на двух московских авиазаводах - ╧1 и I ╧39. Для производства двигателей Райт I "Циклон" в Америке закупили завод, который разместили в уральском городе Пермь. Это новое предприятие, получившее наименование "авиазавод ╧19", начиная с 1935 г. начало выпуск "Райтов" под маркой М-25. Значительная часть М-25 поступала для изготавливаемых в Москве И -15.

    Внедрение истребителя в ВВС, однако, не встретило единодушного одобрения в их руководстве. Основное неудовольствие вызывал центроплан верхнего крыла, выполненный в виде "чайки", который по мнению многих пилотов не обеспечивал достаточной путевой устойчивости, значительно ухудшал обзор, препятствовал строевым полетам и прицельной стрельбе. Кроме того, И-15 имел низкое качество изготовления, которое усугублялось грубой и зачастую неумелой его эксплуатацией в воинских частях. Одновременно, руководители ВВС отдавали предпочтение скоростным истребителям И-16 (тоже, кстати, поликарповским),- сторонники монопланов в данном случае начисто отвергали необходимость истребителей-бипланов.

    Все это привело к снятию И-15 в конце 1935 г. с производства, а в истории развития истребителей бипланной схемы в Советском Союзе, казалось, поставили жирную точку. Годом спустя, неожиданные события показали, что в случае необходимости всякую точку можно переправить на запятую.

    В октябре 1936 г. три десятка И-1 5, укомплектованные летным и техническим составом, в числе другой советской боевой техники направили защищать испанскую республику. Вскоре в Москве стало известно, что поликарповские самолеты весьма неплохо проявили себя на практике. И-15 прекрасно чувствовал себя на пыльных и каменистых аэродромах Испании, в воздухе успешно конкурировали с самолетами немецкой и итальянской постройки. В результате, сложилось мнение, что выпуск маневренных полуторопланов следует продолжить



    Модификации.
    И-153-первая серийная модификация.

    И-153 П-пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно.

    И-153 ГК(В)-высотный, с герметической кабиной А.Я. Щербакова.

    И-153 ТК-с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова.

    И-153 УД-вариант с хвостовой частью в виде деревянного монокока.


    [​IMG]

    Опытный И-153, 1938 год.

    [​IMG]

    Серийный И-153 с мотором М-63, 1940 год.[​IMG]
    Первый опытный И-153, 1938 год.

    [​IMG]

    И-153 первых серий, 56 иап, Халхин-Гол, лето 1939 года.

    [​IMG]

    И-153 71 иап ВВС КБФ, лето 1942 года.
    [​IMG]

    И-153 IT-20 из состава LeLv6 Финских ВВС в июле 1942 года.

    Список источников:
    Михаил Маслов. И-153
    Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
    Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
    Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
    википедия и 153.
    Последнее редактирование: 4 апр 2011

Поделиться этой страницей